Нефтепровод "Заполярье - Пурпе" стал одним из самых сложных инженерных проектов

25.12.2012

Нефтепровод "Заполярье - Пурпе" стал одним из самых сложных инженерных проектов Альянс года. Компания "Транснефть" стала обладателем ежегодной межрегиональной премии "Итоги года Урала и Сибири-2012». Так эксперты в области политики и экономики оценили строящийся нефтепровод "Заполярье - Пурпе".
Реализация этого крупного инвестпроекта компании уже сегодня способствует комплексному освоению месторождений Красноярского края и Ямало-Ненецкого округа. Планируется, что к концу строительства общая протяжённость трубопровода составит 490 километров, а его мощность - 45миллионов тонн в год. Реализация проекта разбита на три этапа. Первый - это возведение двухсот пятидесяти километровой линейной части, должен завершиться уже в следующем году. За тем, чтобы сроки не были сорваны, пристально следят специалисты "Сибнефтепровода". Предприятие выступает основным заказчиком работ.
Позади 10 километров готового нефтепровода, впереди - в два раза больше. Зона ответственности "Краснодарстройтрансгаза", одного из трёх основных подрядчиков на стройке века - тридцатикилометровый участок в районе посёлка Пурпе. Магистраль возводится с использованием инновационных технологий. Её большая часть размещена над землёй на специальных опорах. Исключения только для участков с особо сложными инженерно-геологическими условиями местности. В конце концов, трубопровод должен пересечь 21 автомобильную дорогу и 90 водных преград.
Короткий световой день, морозы за 30, сильные ветра, и промёрзшая на несколько метров земля. В северных широтах строители работали и раньше, но класть трубу в таких экстремальных погодных условиях ещё не приходилось. Магистраль "Заполярье - Пурпе" - пионерский опыт и для "Сибнефтепровода". Так близко к Полюсу компания ещё не приближалась. Согласно проекту, крайняя точка приёма углеводородов от недропользователей, разместится в ста километрах на север от Полярного круга.
Таких сложных инженерных проектов не то что в России, во всём мире единицы. Уже сегодня нефтепровод "Заполярье - Пурпе" специалисты сравнивают с американской Транс-Аляскинской магистралью. Она тоже проходит над сотнями километров вечной мерзлоты.
Самое сложное - пройти слой вечной мерзлоты. Не смотря на неравномерную обледенелость земли, свая должна строго вертикально войти в землю.
Три вида опор для трубопровода: свободноподвижные, неподвижные и продольноподвижные - ещё одно ноу-хау разработчиков. В комплексе они компенсируют геологические изменения земли, связанные с разными временами года. Именно поэтому к их установке на строительной площадке особое отношение. Прежде чем начать что-то варить или резать, специалисты, как в поговорке, не менее семи раз это что-то обмеряют. В ход идёт всё: линейки, уровни, геодезическое оборудование.
Ещё одна мера защиты - полиуретановая теплоизоляция толщиной не менее 10 сантиметров. В условиях, где зимние температуры нередко доходят 50-60 градусов ниже ноля, а ветра достигают 25-30 метров в секунду, запаса прочности на долгую и безаварийную работу может не хватить даже у металла.
Процесс круглосуточный, работа в две смены. Строительство нефтепровода должно закончиться в срок, а потому восстановление сил почти без отрыва от производства. Все условия для этого есть. Рядом со стройплощадками как на дрожжах растут комфортабельные вагон-городки.
Комфортные условия будут созданы не только для работы людей и техники, но и транспортировки нефти. Для этих целей на протяжении всей трассы будет построено 7 пунктов подогрева углеводородов. 2 из них будут готовы к эксплуатации уже к концу следующего года. Это срок сдачи первой очереди нефтепровода «Заполярье - Пурпе». С этого момента сырьё от недропользователей сможет поступать в новую систему "Транснефти". Уже сегодня специалисты прогнозируют, что ввод северной магистрали скажется на уровне добычи нефти. К 2016 году он вырастет как минимум в два с половиной раза с 24 миллионов тонн в год до 60.
Назад к списку